17-18 апреля в городе Тольятти
собрались студенты из двадцати пяти регионов (почти 70 команд) для того, чтобы
выяснить, кто же из них интеллектуально быстрее, выше и сильнее, т.е. у кого
больше всех правильных ответов на вопросы«что? где? когда?». Команды из Воронежа в силу целого ряда причин
крайне нерегулярно принимают участие в подобного рода чемпионатах, но в этот
раз представительство нашего города было забронировано задолго до начала.
Сборная ВГУ «Шесть в большом городе» во главе с выпускником истфака Романом
Цурканом еще в октябре добилась права участия на студенческом первенстве
благодаря первому месту на «Кубке вМоГоТУ» (легендарная Бауманка). На волжском
турнире «6 в БГ» прочно вошла в двадцатку лучших студенческих команд России. Но
ехали туда не за медалями, кубками и местами (хотя и это имеет свой вес). Ехали
за тем, что в умных книжках именуется мудреными словами «эффект фасцинации»,
т.е. за впечатлениями и переживаниями, которые невозможно ни воспроизвести, ни
передать. Ехали за тем, чтобы окунуться в дух Большой Игры, чтобы сказать друг
другу заветный пароль: «Что наша жизнь? Игра». В тот момент, когда в огромном
зале начинает играть «Also sprach
Zarathustra», и поднимается
флаг с летящей совой, все прочие самоидентификации понимающе уступают место
одной: «Я – чгкашник!». Или даже так: «И я тоже чгкашник!»
Необходимо заметить, что спортивное «что? где? когда?» (среди нас,
игроков, ЧГК) существенно отличается от своего старшего сводного телевизионного
брата. Обычные ассоциации при упоминании последнего: «элитарный клуб»,
«телезрители против знатоков», смокинги, бабочки, вечерние платья, банкиры,
Барщевский, Киркоров в музыкальной паузе, волчок, нервный Козлов и
натянуто-ироничный Друзь. По сути, игроки в телевизионное что? где? когда? –
это интеллектуальные гладиаторы. Основная установка здесь, как и в любом
телешоу, зрелищность. Теле-ЧГК – экстравертно, спортивное ЧГК – интровертно,
посторонние в нем редкость. В спортивном «что? где? когда?» команды знатоков
играют не с телезрителями, а друг с другом, другие знатоки придумывают им
вопросы (в российском теле-ЧГК этим занимаются исключительно любители), а
третьи знатоки их судят. Быть зрителем спортивного ЧГК трудно. Тут, собственно,
есть всего два варианта. Либо человеку уже через полчаса наскучивает глазеть на
интеллектуальное фехтование, и он уходит, никогда больше не возвращаясь, либо
он не находит в себе больше сил сидеть на своем месте и в конце концов тоже
становится игроком.
Что? где? когда? – это, наверно, мечта подлинного либерала. Здесь все
равны, но не одинаковы, здесь царит честная конкуренция, здесь преимущество
дает только интеллект или везение, здесь никогда не прекращается дискуссия, и
никому не затыкают рот. В что? где? когда? играют люди всех возрастов,
исповеданий, политических убеждений и культурных пристрастий. Играют по всему
СНГ, а также в Европе, Соединенных Штатах, Канаде, и, конечно, в Израиле.
Причем играют повсюду на русском языке (причем, на хорошем русском, вопрос что?
где? когда? – это вполне литературный жанр), так что игра оказывается еще и
средством поддержания связи диаспоры с русской культурой. Но это и просветительский проект. Что? где?
когда? как нельзя лучше иллюстрирует слова Екклесиаста о том, что «не насытится
око зрением, не наполнится ухо слушанием». Кажется, что уже не осталось ничего
такого, что можно спросить. Все вопросы уже заданы, ответы получены, но нет, и
в этом магия игры, всегда появляется что-нибудь новое. Что? где? когда? кроме
всего прочего, является механизмом постоянной актуализации и популяризации
знания, отчасти исправляя порок школьной и университетской системы.
Конечно, хватает критиков, как среди посторонних игре людей, так и среди
бывших игроков. Мол, собирается полторы сотни умников и страдают всякими
глупостями, разгадывая ребусы и решая загадки. А ведь люди-то – с высшим
образованием (ну, или готовятся получить таковое), некоторые даже с учеными
степенями – могли бы взяться и всеми вместе сделать что-нибудь общественно
полезное. Совсем как в райкинском монологе про то, как здорово было бы пристегнуть
каждого футболиста к динамо-машине. Один пафосный критик сказал про чгкашников
так: «Многие из них знают, как объяснить мир, но ни один не собирается изменить
его». Действительно, не собираются. И уже одно это можно занести «что? где?
когда?» в актив. Цель игры – в самой игре, т.е., прежде всего, в свободном
общении людей. Действительно, результатом деятельности ЧГК-сообщества не
является производство какого-нибудь общественно полезного продукта. Для этого
существуют другие сообщества. Зато благодаря ЧГК вырабатывается очень ценные
навыки. Навыки слушать людей и добиваться того, чтобы быть услышанным самому,
навыки работы в команде, навыки поиска оптимального выхода из кризисных
ситуаций. Как заметил капитан той команды, в которой я имею честь играть, «Что?
Где? Когда?», в сущности, - это модель всей нашей жизни». Жизнь то и дело
подбрасывает нам сложные ситуации и заставляет в течение ограниченного
временного периода найти подходящий ответ на них, и мы с волнением ожидаем
момента, когда выяснится правильность этого ответа. Потом наступает новое
испытание, и все повторяется.