Среди событий уходящего года было одно, вроде бы, не трагическое, а скорее комическое. В январе проходили выборы патриарха Русской православной церкви. В соответствии с веяниями времени, был устроен интернет-референдум, позволявший мирянам отдать свой голос за того или иного епископа или митрополита. В акции было больше пиара, чем настоящего голосования: патриарха ведь выбирал Поместный Собор. Тем не менее, многие обитатели интернета проявили к референдуму повышенный интерес: среди кандидатов оказался один «экзотичный» – митрополит Токийский Даниил, японец по национальности. И тогда начался своего рода флэш-моб – пользователи кинулись массово голосовать за Даниила. Центром «выступления» стал форум под названием «Двач». С самого начала юмористичность происходящего была очевидна, но всё же к этому движению явно примешивался и политический мотив – поступить против воли власти. Так же очевиден был «главный» кандидат в патриархи – митрополит Кирилл, фигура прокремлёвская. Поэтому итог выборов был предзадан, но интернет-сообщество всё же бросило вызов этой предопределённости. Даниил несколько раз выходил в лидеры голосования, обгоняя Кирилла в разы. Администрация сайта, где проводился референдум, отвечала на это неприкрытыми махинациями: от накрутки голосов до запретов на голосование за Даниила, сторонники которого устроили сущий ад и на форуме ресурса.
Митрополит Даниил.
Борьба шла с переменным успехом. И вот 17 января, совершенно неожиданно, «Двач» закрывают. Голосование продолжается, и Даниил всё ещё держится в топе, но Кирилл начинает набирать голоса тысячами и в итоге выигрывает.
На ТВ, разумеется, эта история не попала. Причины закрытия «Двача» смутны, и, вроде бы, это случилось по воле самого владельца домена, хотя и странное совпадение: закрытие очага флэш-моба прямо в разгар голосования. И пусть в шутку, но это был поход против власти.
Этот мелкий эпизод по-своему символичен. К интернету часто – и с давних пор – лепят эпитеты типа «территория свободы», «последний оплот свободы» и т.д. Внешне оно так и есть. Но только внешне. Что и показал данный эпизод. Интернет-свобода – это иллюзия, одна из множества пустышек наступающего информационного общества.
Кажется, в сети всё позволено: заходи, куда хочешь; читай, что хочешь; общайся, с кем хочешь и т.д. Но именно эта вседозволенность и утрирует свободу. Самые популярные запросы в поисковых системах – это «секс» и «порно». Настолько популярные, что уже несколько лет эксперты, анализирующие изменения в запросах, их попросту не учитывают, принимая их главенство за аксиому.
Всё очень просто: если у человека есть выбор между информацией серьёзной, заставляющей напрягать мозги, и информацией развлекательной, расслабляющей, то очень немногие сделают над собой усилие и оторвутся от отдыха. Это уже касается человеческой природы. Но даже если принцип удовольствия и не является доминирующим в человеческом поведении, он активно продвигается массовой культурой, промывающей – и уже промывшей – головы большей части населения планеты. Вот и получается, что человек сам извращает свою свободу. А ведь интернет предлагают ещё массу развлекающих и отвлекающих от действительности продуктов – от онлайн-игр до социальных сетей.
К слову, о социальных сетях. Вот ещё один пример того, как мы добровольно поступаемся своей свободой. В социальных сетях, на форумах и в блогах мы оставляем чудовищно много конфиденциальной информации. Без всякой слежки, любой может узнать о наших политических взглядах, вероисповедании, образе жизни и т.д. Разумеется, никто не заставляет нас публиковать эту информацию, но многие сами охотно делятся ею. Интернет, виртуальное пространство – не воспринимаются людьми всерьёз. Для нас это всё ещё игрушка. Нельзя сбрасывать со счетов и банальное одиночество, желание продемонстрировать себя миру… А в итоге мы своими руками вписываем себя в систему.
Одиночество – тоже ключевое слово интернета. Пожалуй, поверишь в предопределённость: интернет появился как раз в эпоху, когда общества развитых стран стали стремительно атомизироваться, разваливаться на одиночек – в полном соответствии с теорией Эриха Фромма, высказанной в фундаментальном труде «Бегство от свободы». Да, люди, особенно на Западе, свободны, они имеют множество прав, и эти права защищаются. Времена репрессий, борьбы с инакомыслием, вроде бы, позади. Но что в итоге? Сплошные депрессии, кризисы всех возрастов, истерические потуги выделиться из общей пёстрой массы, «Красота по-американски», в общем. И одиночество, одиночество, одиночество…
Потому-то интернет-сообщество и бессильно. В сети могут совершенно свободно гулять сколько угодно вольнодумные идеи, но эффект от них не сравнится с воздействием, например, самиздата, распространявшегося только подпольно. Люди, проникавшиеся идеями самиздата, в той или иной степени были частью общности – диссидентского движения. Так же и демократы XIX века ощущали себя членами какого-либо лагеря. Есть ли общность среди тех, кто пытается свободно мыслить на просторах интернета? Нет. Слово «оппозиционер» – ещё одна пустышка. Оно ничего само по себе не обозначает, кроме отрицания другого явления – существующей власти. Есть множество сайтов, где «кучкуются» представители того или иного воззрения, но это лишь песчинки, разбросанные по просторам мировой сети.
Немалую роль в разобщённости играет дезорганизация. Да-да, чтобы эффективно продвигать и отстаивать политические идеи, нужна организация – та самая, о которой любил говаривать Ленин. Ведь государство – это как раз отлаженный механизм, то есть крепкая организация. Как может противостоять ему аморфное образование, объединённое только своим оппозиционным мышлением?
Свобода – это ограничение: информационное (отказ от потребления низкосортной развлекательной информации), коммуникативное (отказ от выше указанных способов общения в интернете – а стало быть, и от основных способов вписывания себя в систему) и даже физическое (частичный отказ от своей самостоятельности в пользу организации). Свобода – это сила, а мы распыляем её. Оппозиционные идеи поодиночке сыплются на власть, как снежинки, но серьёзно повлиять на власть может только лавина – организованное движение идей.
Возвращаясь к январским выборам патриарха, отмечу, что они продемонстрировали и силу, и бессилие интернет-сообщества. С одной стороны, пользователи играючи влияли на голосование, с другой стороны, общей направленности это движение не имело, да и превалировал лишь развлекательный мотив – не правда ли, смешно было бы сделать русским патриархом японца? Кроме того, ясно наметились границы свободы: чесать языком в сети можно сколько угодно, но едва интернет-сообщество попыталось влезть в политику, власти дали понять, что есть только один выбор и воля народа на него влияет. Потому этот эпизод так и остался малоизвестным курьёзом. Да и было в уходящем в 2009 году столь много пустых сенсаций и надуманных событий, что они без труда заслонили этот курьёз. Финансовый кризис да свиной грипп – какой уж тут Даниил…
Максим Выжлаков
p.s. Позиция редакции может не совпадать с позицией автора.
|